3. Профориентация
3.1 Центр профориентации
План профориентационной работы в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Пензенской области «Кузнецкий многопрофильный колледж» с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья разработан на основе Методических рекомендаций по организации профориентационной работы профессиональной образовательной организации с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по привлечению их на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения (Письмо Минобрнауки РФ от 22 декабря 2017 г. N 06-2023 «О методических рекомендациях».
Главной целью профессиональной ориентации является сформировать у студента с ограниченными возможностями здоровья внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Профессиональная ориентация включает в себя:
— Профессиональное просвещение — обеспечение молодёжи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
— Профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
— Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
— Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.
Основные направлениями профориентационной работы:
- Профориентационное информирование, профориентационное просвещение. Абитуриентам рассказывают о имеющихся профессиях и специальностях, о возможностях последующего трудоустройства. Демонстрируют видеоролики, брошюры, рекламный материал;
- Комплексная профориентационная диагностика (при строгом соблюдении всех требуемых этических норм, используя психологические методики);
- Комплексная профориентационная консультация (при участии медицинских работников, педагогов-психологов, социальных педагогов, членов семьи абитуриента с инвалидностью и ОВЗ, профконсультанта).
План профориентационной работы на 2022- 2023 учебный год
Направление работы | Мероприятие | Содержание работы | Ответственный | Сроки исполнения |
Информационный блок | Публикация материалов на сайте колледжа | Ознакомление с образовательными организациями, осуществляющими обучение лиц с ОВЗ | Служба информационного обслуживания сайта колледжа, служба инклюзивного обучения | постоянно |
Создание «банка» с информацией о лицах с инвалидностью и с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Пензенской области | Сбор информации | служба инклюзивного обучения | В течение2 полугодия 2022 г. | |
Встреча с работниками Центра занятости населения | Ознакомление с перечнем предприятий, предоставляющих рабочие места, о рынке труда | Служба трудоустройства выпускников колледжа | Апрель-май 2023 г. | |
Выявление лиц с ОВЗ, состоящих на учете в ЦЗН | ||||
Создание базы данных предприятий с рабочими местами для инвалидов | Ознакомление с перечнем предприятий предоставляющих рабочие места, о рынке труда | Служба трудоустройства выпускников колледжа | В течение года | |
Создание базы данных предпринимателей инвалидов | ||||
Встреча с психологическими службами школ | информирование о профессиях, по которым осуществляется обучение лиц с ОВЗ | служба инклюзивного обучения | Апрель 2023 г. | |
Встреча с социальными службами школ | ||||
Дни открытых дверей | информирование о профессиях по которым осуществляется обучение лиц с ОВЗ | служба инклюзивного обучения, Руководители учебных корпусов | В течение года | |
статьи в СМИ об особенностях инклюзивного обучения в колледже | информирование о профессиях по которым осуществляется обучение лиц с ОВЗ | служба инклюзивного обучения | В течение года | |
Видеоматериалы, информирующие об особенностях инклюзивного обучения в колледже | информирование о профессиях по которым осуществляется обучение лиц с ОВЗ | служба инклюзивного обучения | В течение года | |
Индивидуальное консультирование по реализуемым в колледже образовательным программам СПО | Выявление профессиональных потребностей, проведение профессиональных проб в соответствии с состоянием здоровья лиц с ОВЗ | Приемная комиссия, психолого-педагогическая служба | Май-август 2023 г. | |
Развивающий блок | Составление «дорожной карты» | Разработка плана мероприятий, направленных на создание и эффективное функционирование системы профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ | Приемная комиссия, служба инклюзивного обучения | |
Проведение мастер-классов по специальностями колледжа, доступным для лиц с ОВЗ | Проведение мастер-классов для привлечения внимания лиц с ОВЗ к профессиям и специальностям | Руководители учебных корпусов | В течение года | |
Консультации психолога | Психологическая служба колледжа | постоянно | ||
Консультации по поиску работы | Служба трудоустройства выпускников колледжа, преподаватель дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» | |||
Активизирующий блок | Работа с общественными организациями | Выявление лиц с ОВЗ, нуждающихся в профориентации, получении профессионального образования и социально-профессиональной адаптации | служба инклюзивного обучения, | В течение года |
Работа с медицинскими учреждениями | Выявление лиц с ОВЗ, нуждающихся в профориентации, получении профессионального образования, консультация об особенностях социально-трудовой реабилитации | служба инклюзивного обучения, мед служба колледжа | В течение года | |
Индивидуальная работа с лицами с ОВЗ и членами их семей | Выявление лиц с ОВЗ, нуждающихся в профориентации, получении профессионального образования | служба инклюзивного обучения, | В течение года | |
Психологическое сопровождение лиц с ОВЗ при переходе их от обучения к профессиональной деятельности | Разработка плана мероприятий по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью | Психологическая служба колледжа, служба инклюзивного обучения, служба трудоустройства выпускников колледжа | постоянно |
Информация о проекте «Билет в будущее» :
КМК принимает активное участие в реализации проекта ранней профессиональной ориентации для школьников 6–11-х классов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья «Билет в будущее». Колледж работает в этом направлении с 2020 года. В рамках проекта «Билет в будущее» школьникам города было предложено плотное расписание профессиональных проб с использованием практико-ориентированных и деятельностных технологий. Для этого преподавателями колледжа были разработаны видеоматериалы, которые давали возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме. Было обеспечено создание комфортной среды, повышение мотивации, активность школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Опыт профессиональных проб показал, что личное общение с носителями компетенций очень важно для подростков. Очень важен личный контакт наставника и ученика при получении индивидуальных рекомендаций по дальнейшему развитию своих навыков по выбранной профессиональной траектории. Проект был реализован по пяти профессиональным направлениям: «Повар-кондитер», «Сварщик», «Предприниматель малого бизнеса», «Специалист по изготовлению швейных и меховых изделий», «Специалист в области воспитания (Физическая культура, спорт и фитнес)»
В 2022 году занятия проходили на базе БПОО и в удаленном формате с применением дистанционных технологий. В онлайн формате для участия в проекте школьникам необходимо было зарегистрироваться на портале проекта «Билет в будущее», а также выбрать компетенции, по которым они хотели пройти профессиональные пробы и определить свою предрасположенность к тому или иному виду деятельности.
Проект был реализован в 3 этапа:
— проведение профориентационной диагностики на цифровой платформе;
— организация практических мероприятий в офлайн и онлайн-формах;
— индивидуальные рекомендации по построению образовательной траектории – своеобразного маршрута будущей карьеры (с учетом интересов, склонностей, возможностей).
На практических мероприятиях в формате профессиональных проб ребята знакомились с миром профессий и под руководством опытных наставников самостоятельно пробовали свои силы в различных компетенциях, тем самым определяя для себя, какая сфера профессиональной деятельности является более предпочтительной с учетом своих возможностей. (В 2022 году на базе БПОО было проведено 8 профессиональных проб в режиме офлайн и еще 8 профессиональных проб в режиме онлайн).
3.2 Картотека востребованных профессий с учетом регионального рынка труда
Перечень рекомендуемых инвалидам профессий и должностей с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности скачать
3.3 Трудоустройство.
Проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе является актуальной и не менее важной. Инвалиды испытывают ряд трудностей в трудоустройстве по причине того, что очень часто работодатели под разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за физической неприспособленности инвалидов к их различным видам. Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Инвалид, имеющий работу, перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства. В колледже создана служба содействия трудоустройству выпускников , которая уделяет огромное внимание этому вопросу. Разрабатываются методические материалы, организуются инструктивно-методические семинары, создается сеть взаимодействия между БПОО, промышленными предприятиями, ЦЗН,ОИ, проводятся мониторинги по изучению различных аспектов инклюзивного образования. Мониторинг занятости выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется ежемесячно.
В свою очередь, в качестве основных форм содействия трудоустройству выпускников из числа лиц инвалидностью и ОВЗ являются ярмарки вакансий, экскурсии на предприятие, презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер — классы, тренинги;
Проведение с работодателями и представителями Агенства по развитию предпринимательства г.Кузнецка круглых столов на тему: «Содействие трудоустройству молодых специалистов, в том числе из числа инвалидов и лиц с ОВЗ»
Проведение встреч с работодателями на базе Кузнецкого многопрофильного колледжа с приглашением обучающихся МБОУ СОШ №10 (корекционный класс) и ГКОУ Кузнецкая школа-интернат;
Проведение конкурсов профессионального мастерства и мастер-классов с приглашением представителей работодателей;
Проведение деловых игр и конкурсов профориентационной направленности с приглашением представителей работодателей.
Формирование банка работодателей и банка вакансий (банк вакансий для инвалидов и лиц с ОВЗ) совместно с заинтересованными организациями – работодателями, центрами занятости населения
Базы вакансий:
Предприятия, с которыми заключены договоры о социальном партнерстве (КМК)
- Работа России Общероссийская база вакансий и резюме — https://trudvsem.ru
- База вакансий и стажировок — Центр развития карьеры — https://career.hse.ru
- Мобильное приложение «Работа всем» — https://www.omskzan.ru
- Портал «Работа в России» — https://omskzan.ru.
- GORODRABOT.RU — https://gorodrabot.ru/
Ресурсы по поиску работы:
- HeadHunter.ru» https://hh.ru
- RABOTA.RU — https://rabota.ru
- SUPERJOB.RU — https://superjob.ru
- ZARPLATA.RU — https://www.zarplata.ru
- FREE-LANCE — https://freelance.ru/project/search
- PROHQ.RU — http://www.prohq.ru/
- Россия — страна возможностей — https://rsv.ru
- ЦЗН Пензенской области https://jobkadrov.ru
На сайте https://jobkadrov.ru размещена информация о вакансиях ЦЗН Пензенской области для студентов и выпускников. В помощь студентам, в некоторых случаях возможны предложения по прохождению практики и дальнейшему трудоустройству.
Вакансии для студентов и выпускников с официального сайта Центра занятости населения Пензенской области доступны по ссылке https://jobkadrov.ru/vacancies/region/penzenskaia-oblast_7
Сопровождение в трудоустройстве:
Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, в получении подходящей работы в соответствии с его интересами, способностями, возможностями (с учетом имеющихся у инвалида нарушений функций и ограничений способности к трудовой деятельности). Необходимо учитывать создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя. Кроме того, необходимо учитывать потребности рынка труда и требования работодателя к исполнению трудовой функции к кандидатуре работника .Индивидуальная помощь (сопровождение) предоставляется незанятым инвалидам с ограничениями жизнедеятельности, нуждающимся в поддержке других лиц. ( представителей службы содействия трудоустройству выпускников, классных руководителей, наставников).
Основной задачей структурного подразделения, ответственного за трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ является повышение количества трудоустроенных выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ, а также способствование их закреплению на рабочих местах. Основные направления работы:
- Системная работа с обучающимися относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ в плане содействия трудоустройству;
- Организация и проведение психологического и профессионального тестирования обучающихся относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ;
- Организация процесса прохождения производственной практики;
- Организация обучения, проведение тренингов;
- Профессиональное обучение и переобучение;
- Организация временной занятости обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ.
Системная работа с обучающимися относящимися к категории инвалидов и лиц с ОВЗ начинается с внесения в базу данных информации о группе инвалидности; нозологии; степени ограничения возможностей; сведений ИПР; о профессии или специальности по которой студент обучается; об увлечениях, хобби; о желании получить дополнительное образование (по каким направлениям), о предпочтениях в будущей работе (данную информацию можно получить методом анкетирования или собеседования).
Содействие трудоустройству предполагает совместную деятельность классных руководителей мастеров производственного обучения, ответственных лиц за трудоустройство обучающихся колледжа, ответственных лиц за сопровождение обучения инвалида и лица с ОВЗ.
Одной из основных проблем трудоустройства инвалидов, является их низкая мотивация к труду и степень социализации. Проведение постоянной разъяснительной работы, вовлечение в социально-культурную жизнь колледжа, проведение обучающих тренингов, организация встреч с работодателями, а также с выпускниками колледжа, относящихся к категории инвалидов, которые успешно трудоустроились и ведут полноценный образ жизни, посещение ярмарок вакансий, организация экскурсий на предприятия, вовлечение в производственную деятельность и проекты социального предпринимательства позволяет снять многие психологические барьеры, и повысить уровень социализации инвалидов и лиц с ОВЗ.
С целью организации проведения учебных и производственных практик обучающихся, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ, в колледже проводится дополнительная работа с предприятиями/организациями — потенциальными местами прохождения практики. Данная работа предполагает проведение переговоров с администрацией предприятий/организаций об их готовности принять на практику инвалидов и лиц с ОВЗ, обязательный выезд на предприятие руководителя практики от колледжа с целью выяснения наличия специальных условий труда с учетом нозологии и группы инвалидности обучающегося. При прохождении практики организуется сопровождение обучающегося на предприятие/организацию мастером производственного обучения, либо представителем из числа работников предприятия. Прохождение учебных и производственных практик реализуется в рамках договора об их прохождении.
В плане организации системной работы важную роль играют:
организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, социально-педагогическое сопровождение.
Такая организация образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья привязана к структуре образовательного процесса колледжа, определяется его целями, построением, содержанием и методами.
Организационно-педагогическое сопровождение включает в себя контроль над посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае обострения заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, ликвидацию академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, коррекцию трудных ситуаций.
Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя определение содержания, форм организации, условий реализации, т.е создание в колледже оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей помощь в развитии личности студента с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, его общекультурных и профессиональных компетенций, помощь в адаптации к учебно-воспитательному процессу с учетом индивидуальных, психологических особенностей и заболеваний, в подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности по выбранной профессии. Цель психолого-педагогического сопровождения в колледже заключается в оказании помощи обучающимся в реализации своих способностей, знаний, умений и навыков для достижения успешности в профессиональной деятельности.
Социально-педагогическое сопровождение включаете содействие в полноценном развитии и самореализации обучающихся, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими образовательной программы и профессиональном самоопределении, развитие социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей обучающихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.
(Разработана Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ)
В результате системной работы и психолого-педагогического сопровождения на основании результатов тестов, диагностических характеристик , специалисты колледжа оказывают следующую помощь студентам — выпускникам:
— дают информацию о процессе поиска работы: как он выглядит со стороны работодателя и со стороны студента;
— дают рекомендации по составлению и редактированию резюме, сопроводительного письма, проведению собеседования;
— осуществляют подбор вакансий;
— рекомендуют резюме работодателям-партнёрам, которые готовы нанимать наших выпускников.
Процесс сопровождение в трудоустройстве — это совместный процесс, поэтому важна мотивация, дисциплина, ответственность и инициатива студента, ему необходимо прислушиваться к рекомендациям наставников и действительно следовать им.